Деятельность

    Пришкольный лагерь "Мечта"
      О возрастной категории детей, принимаемых в Организацию отдых:

      От 6,5 до 12 лет



      О датах проведения смен на календарный год:

      2.06.2025 - 28.06.2026



      О реализуемых дополнительных образовательных программах:

      Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
      Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
      2.1. Модуль «Будущее России»
      Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
      Деятельность реализуется по направлениям:
      1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
      Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК- 295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
      Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
      2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
      1 июня – День защиты детей;
      6 июня – День русского языка/День рождения А.С. Пушкина; 12 июня – День России;
      22 июня – День памяти и скорби; 29 июня – День молодежи.
      3. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию своими подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.
      Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
      - знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России;
      - знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;
      - изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства;
      - знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.

      Модуль 2.2. «Ключевые мероприятия детского лагеря».
      Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
      - Торжественное открытие и закрытие смены.
      - Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
      - Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
      -Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
      -Участие во всероссийских и региональных мероприятиях.
      2.3. Модуль «Отрядная работа»
      Воспитательная деятельность по этому направлению направлена на сплочение коллектива, на организацию и проведение общих дел, в том числе направленных на профориентацию. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.
      2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело. КТД»
      Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив (отряд) – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
      Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
      -коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 21 дня;
      - как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее;
      - автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности;
      - коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность;
      - завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
      Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
      Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
      - планирование и проведение отрядной деятельности;
      - поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления ему возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
      - доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
      - организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
      - вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
      - формирование и сплочение отряда (временного детского коллектива) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
      - предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно- гигиенических требований;
      - принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
      - диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
      - аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
      - поддержку детских инициатив и детского самоуправления;
      - сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
      - огонек (огонек знакомства, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек). Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
      - коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта), разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
      Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
      Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
      2.5. Модуль «Самоуправление»
      Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
      Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
      На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
      На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культоргов и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
      При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
      2.6.Модуль «Кружки и секции»
      Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
      - деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря в рамках шести направленностей:
      -социально-гуманитарная;
      - художественная;
      - естественнонаучная;
      - техническая;
      - туристско-краеведческая;
      - физкультурно-спортивная.
      Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
      - приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
      - развитие и реализацию познавательного интереса;
      - вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
      - формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
      2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
      собственному здоровью, способов его укрепления.
      Основными составляющими здорового образа жизни являются:
      - оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
      Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
      - физкультурно-спортивные мероприятия: зарядку, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
      - спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
      - просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
      - встречи с известными (интересными) людьми – общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
      2.14. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
      Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его
      стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
      Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
      - тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
      - оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно- рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
      - оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем;
      - событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
      - оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
      - совместную с детьми разработку, создание и популяризацию особой лагерной и отрядной символики (флага, гимна, эмблемы, логотипа, элементов костюма и т.п.);
      - регулярную организацию и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадку растений, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
      - акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
      направленности, исполнение гимна РФ;
      - поздравления, афиши и т.п.;
      - интересных событиях в детском лагере.

      2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
      влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.

      предусматривает:
      - физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
      - жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
      - безопасность и т.д.;
      - организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
      организацию деятельности, альтернативной девиантному поведению.

      2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
      ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.

      2.11. Модуль «Работа с родителями»
      Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
      На групповом уровне:
      - родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
      - родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;
      - творческий отчетный концерт для родителей.
      На индивидуальном уровне:
      - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
      - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

      2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
      Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей и др.
      На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
      2.13. Модуль «Социальное партнерство»
      Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
      Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
      - участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
      - проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
      - социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.



      О реализуемых дополнительных оздоровительных программах:

      нет



      О методических разработках:

      нет